«Долго, долго крокодил
Море синее тушил
Пирогами, и блинами,
И сушёными грибами»
— Корней Чуковский
Практика Даши Сурмы формирует современную летопись человеческих переживаний, зафиксированных в момент значимых социальных, культурных, политических и экологических потрясений. Ее работы становятся рефлексивными маркерами событий, изменить которые невозможно, но которые можно прожить, пропустить через себя и обрести примирение с их последствиями.
Выставка «Наблюдение за пожарами» представляет серию на первый взгляд архетипических бытовых сцен. Однако при внимательном рассмотрении становится ясно, что истории, о которых рассказывает автор, выходят за рамки обыденного. Скрытая сюрреалистичность образов, обнаруженная зрителем, обезоруживает: привычные и понятные вещи становятся странными и нелогичными.
Серия опирается на две полярные литературные интонации: аналитическую, документальную прозу В. Г. Зебальда и абсурдистскую детскую поэзию К. Чуковского. Этот дуэт источников задаёт движение от трагедии к иронии, от фиксации катастрофы к ее абсурдному преодолению.
Сурма выводит на поверхность тему осознанного избегания глобальных вызовов. Неспособность преодолеть чувство собственной беспомощности перед трансцендентным заставляет современного человека смещать фокус на частное и бытовое. Кухня превращается в центр вселенной, где проблемы решаются, а поломки чинятся. Море, охваченное пламенем, — повторяющийся мотив серии, в котором сливаются невозможность остановить катастрофу и привычная повседневность. Здесь пожар и выпечка пирога оказываются событиями одного масштаба. В этой оптике искусство становится попыткой тушить пожар пирогами — жестом, который не способен изменить ход событий, но несет в себе акт заботы и сопротивления абсурду.
Основной медиум — графика — утверждает рукотворность этих сцен, создавая эффект вовлеченности. Это сближает автора и зрителя, позволяя ощутить повсеместность и узнаваемость исследуемых ситуаций.
Экспозиция ритмически имитирует поток новостной ленты: здесь соседствуют бытовые эпизоды, личные воспоминания и визуальные свидетельства глобальных потрясений. В этом пространственном монтаже нет иерархии — трагическое и обыденное сменяют друг друга, формируя ощущение непрерывного информационного шума.
Как в любом настоящем наблюдении, важен не только объект, но и то, как меняется взгляд. «Наблюдение за пожарами» — это приглашение смотреть открыто, широко и честно на парадокс нашей эпохи: как мы продолжаем печь пироги, даже когда за окном горит море.
Куратор и автор текста: Ирина Тихоненко