Название отсылает к цитате Гегеля — ключевому утверждению философии холизма, согласно которому любая система есть нечто большее, чем простая сумма ее частей, а целое не может быть полностью познано через анализ отдельных элементов.
Здесь же оно превращается в риторический вопрос, суждение, способное подвергнуть сомнению само стремление человека к обобщению и объективности. Вглядываясь в фрагменты — листья, детали пейзажа, стаффаж — мы сталкиваемся с парадоксом: можно ли ухватить целостность через ее осколки?
Природа становится способом преодолеть эту диалектику: познать целое через единичное или через общий план приблизиться к пониманию универсального алгоритма, общего для всего живого. Личные образы маскируются под объективный взгляд, а воспоминания кристаллизуются в ботанических символах.
На этой выставке целое не дается сразу. Оно проступает сквозь столкновение разнородных образов. Возникает не как сумма, а как интуитивное переживание, когда взгляд скользит между абстракцией и фигуративностью, между реальностью и ее симуляцией.
Виктория Гурова работает с образами, изъятыми из памяти и самого человеческого взгляда. Субъективный ландшафт проходит через фильтр нейросети, утрачивая привязку к конкретному. Искусственный интеллект здесь подобен Богу — в духе современной «цифровой теологии». Всезнающий, всеслышащий и бесконечно терпимый, он отвечает миллионам одновременно.
В работах Виктории нейросеть становится универсализирующим творцом, создающим своеобразную визуальную энциклопедию.
Ника Лакрба в своих ассамбляжах буквально запечатлевает процесс поиска и исследования себя и мира. От частного к общему мы разгадываем сюжеты, сокрытые в фантазийных композициях. На сложном, многослойном фоне возникают неожиданные элементы: мексиканская монета, разбитая ваза, старые фотографии. Сами по себе это осколки повседневности, но Ника конструирует из них личный космос, который зритель может читать как археолог.
Маша Коски сочетает ботанический атлас с этюдами прерафаэлитов. Ее графика — фрагмент природного пейзажа, микрокосм, на который мы смотрим взглядом художника-естествоиспытателя. Это не натюрморты, ведь nature morte — природа омертвленная, напоминание о тщетности бытия. Работы Маши — торжество жизни и красоты в кантианском понимании: совершенство в девственной, нетронутой человеком вечности.
Для Татьяны Прокшной главным образом становятся травы — та самая зигота жизни на земле. В природе именно они формируют первый слой почвы, основу для развития всего органического многообразия. Травы на ее полотнах обретают почти портретные черты; фрагмент густой, влажной от тумана зелени зациклен на одном времени суток — раннем утре. Символично, что утро — это рождение, младенчество жизни, невинное и спокойное, где еще нет хищников, ночи и зла. Травы становятся первой опорой, яслями флоры и фауны.
Инна Макаганчук создает наивные кадры из воспоминаний, лишенные строгой перспективы. Крайне важна форма: это живопись по левкасу на доске, техника, родственная иконописной. Миллионы лет назад деревья эволюционировали раньше бактерий, способных их разлагать, — и на время стали бессмертными. В иконоподобных работах Инны мы словно видим мир в эпоху его детства, где еще нет человека, цивилизации, даже животных. Только стихии, пребывающие в вечной гармонии.
Евгения Стрыгина лишает пейзаж переднего плана, обнажая отношения пространства с самим собой. Геометрия города, ритмы природы существуют и без наблюдателя, но именно через ее взгляд мы замечаем скрытый порядок. Минималистичные ракурсы превращают детали в структуру, а ландшафт — почти в абстрактную композицию.
Эта выставка — не готовый нарратив, а приглашение к созерцанию. Мы не даем ответа на вопрос, вынесенный в название. Мы приглашаем к сомнению, внутреннему диалогу, поиску истины через взгляд художника как Творца. Вы можете стать соучастником этого поиска, вооружившись микроскопом или телескопом, а можете отказаться от строгих формулировок и воспользоваться свободой воли.
Возможно смысл — это не итог и не цель, а путь.
Куратор и автор текста — Александра Друзина